При императоре Павле I уральская горнозаводская промышленность переживала стремительный подъём. Тульский купец Яков Коробков в 1747 году близ речки Касли (Южный Урал) поставил первый завод для выплавки чугуна. А в 1751 году он продал предприятие статскому советнику Демидову. Завод достраивался, производство улучшалось.
История зарождения литейного искусства
В 1809 году завод был куплен купцом Львом Расторгуевым, положившим начало каслинскому художественному литью. Сперва использовали немецкую технологию. Однако русские умельцы начали вносить собственные новшества, так что бюсты, статуи и скульптуры вскорости отливались уже по особой технологии.
К началу первой половины 19 века удалось внедрить новую методику покрытия, расширив тем самым ассортимент продукции. Начался выпуск подсвечников:
- бронзовых;
- черных;
- лаковых.
Развитие производства во 2-й половине 19 века
Всемирную известность изделия каслинского завода обрели с 1860 года — с участия во всемирных выставках. Тогда же выделились особенности каслинского литья с учётом стиля и направления.
- Силуэты становились четкими. Детали тщательно отделывались.
- Передавалась фактура.
- Создавался матовый окрас высокого качества.
Каслинское литьё становится полностью зрелым лишь к концу 19 века. Образцы предъявляли на выставках, международных промышленных ярмарках. Тогда же оно было отмечено престижными знаками отличия, наградами.
Двадцатый век — пик расцвета
Наивысшего расцвета производство достигло в период с 1880 по 1914 гг. Однако началась война, и на заводе занялись выпуском военных заказов. Художественное литьё было «заморожено». Но в 30-х годах уже был открыт цех художественного литья. А с 1935 года начался выпуск крупномасштабного литья:
- элементов набережных и мостовых;
- городских фонарей;
- урн;
- парковых ограждений;
- городских скамеек.
Эти изделия устанавливались в Столице и иных крупных городах.
От послевоенного периода до наших дней
После войны и до 1957 года это художественное литьё пребывало в забвении. Далее отметилось его восстановление. Мастера по крупицам собирали разоренные войной коллекции, восстанавливали технологии.
Упадок искусство переживало и в 90-е годы, но сейчас промысел на подъёме. Ценители охотно приобретают изделия, выполненные с применением оригинальных российских технологий. Каслинское литьё уникально. Поэтому традиции предков следует хранить, а развитие ремесел всячески поддерживать.