Определить подлинность серебра может лишь специалист. Поэтому многие любители антиквариата сильно удивляются, когда профессионал обозначает действительную ценность представленного предмета.

Как определяется подлинность серебряной вещи

Первое условие. Необходимо тщательно изучить предмет. Многие данные представляются клеймом. Можно сравнить с представленным обозначением:

  • стиль;
  • поверхность;
  • оформление.

Они должны совпадать. Если же удастся выявить несоответствие, нужно разобраться, почему оно проявилось. Вариантов несколько.

  1. Вещь переделывалась.
  2. Проводилась реставрация.
  3. Это тщательно выполненная подделка.

Оригинал может переделываться, однако это уже будет считаться вмешательством в авторскую работу. Цена такого изделия зачастую снижается очень существенно.

Второе условие. Любителю старины желательно научиться выявлять пивные кружки, которые когда-то удачно превращались в кувшины, когда к ним монтировался приставной носик. Также требуется более внимательно рассматривать старинные серебряные изделия с вторичным декором. Такие «фокусы» зачастую проделывались в Викторианскую эпоху.

Первичная гравировка зачищалась, затем наносилась новая. В результате серебряная вещь становилась уже такой тонкой, что гнулась даже при лёгком прикосновении. Тогда же хлипкие участки заделывались пластинками или кусочками серебра. Особо ненадежные элементы вырезались и заменялись новыми, а швы маскировались гравировкой.

Выявить нарушения целостности изделия очень просто: достаточно подышать на подозрительную зону. Истина сразу же откроется, и даже идеальная полировка не способна скрыть края вставки.

Третье условие. Устанавливается подлинность именно клейма. Ведь подделать клеймо гораздо проще, чем саму вещь. Если клеймо изготавливалось из стали, оно подлинное; если же из мягкого металла — фальшивка. Так что отпечаток поддельного клейма всегда оказывается более размытым.

Четвертое условие. Внимание обращается на расположение клейм. Нужно учитывать год выпуска вещи, так как расположение клейма могло поменяться. Если клеймо расположено правильно — это еще один признак подлинности антикварного изделия.

Но ведь и мошенникам известны обозначенные правила, так что нужно сохранять бдительность. Они используют набор оригинальных клейм, взятых с небольшого изделия (к примеру, с ложки). Далее это клеймо припаивают на более габаритную вещь, повышая ее ценность.

Заподозрить, что клеймо фальшивое, в этом случае несложно. Такие клейма:

  • скапливаются в одной зоне;
  • они явно припаянные. 

На какие особенности клейма нужно обращать внимание

Есть отличия между штемпелем и клеймом. Срок годности клейма устанавливается пробирными учреждениями. Срок истекает — клеймо утилизируют (списывают). И со временем отпечаток клейма также теряет первоначальные очертания, разрушается, стирается.

Можно заподозрить подделку, если сравнить степень износа клейма и предмета. Клеймо изнашивается, при этом сохраняются:

  • композиция рисунка;
  • все пропорции.

Осматривая клеймо бегло, можно предположить, что серебряное изделие — подлинный антиквариат, хотя отпечаток поддельный. Фальшивка может иметь внешнее сходство с настоящим клеймом, но при более детальном изучении непременно удастся выявить отличия. Могут оказаться искажёнными позиции элементов клейма (оригинал выглядит слегка иначе), или же оно нанесено в неположенном месте.

Точные данные может представить спектральный анализ. Таким способом определяются и состав ювелирного сплава, и присутствующие примеси. Так выявляется подлинность антиквариата, ведь в разные времена состав примесей отличался.

А оттиск пробирного клейма с помощью обычной лупы рассматривать бесполезно, здесь потребуется оптический микроскоп.

Какие методики не доступны аферистам

Настоящие пробирные клейма, как и денежные купюры, обладают элементами защиты. Они выявляются при рассмотрении клейма в электронный микроскоп. Информация засекречена государством и указывается в первичной техдокументации. Так что кроме микроскопа нужно еще и обладать сведениями из исходника.

Клейма именные (именники)

Пробирными их не называют, ведь на именных клеймах отсутствует проба драгметалла. Ювелирные фирмы, частные ювелиры вправе зарегистрировать именники, обратившись в пробирное учреждение. Эти клейма оказываются востребованными для указания изготовителя на фирменной вещи. Именник создается и непосредственно мастером-ювелиром, и если получен такой заказ, то пробирным учреждением.

Со временем клеймо изнашивается, истекает разрешение на его использование. Тогда оно списывается. Заниматься списанием полагается ювелирной фирме, частному ювелиру. Можно предположить, что старинные именные пуансоны ожидают на черном рынке своих новых владельцев. Историческими клеймами формируются оттиски даже на современных подделках — новоделах. Изготовление таких подделок считается мошенническим действием.

Нужно осматривать очень тщательно клейма — как государственные пробирные, так и именные. Нередко пробирное клеймо оказывается именно фальшивкой, тогда как именное — отпечатком с оригинального бойка.